Новости здоровья: Феодосия, Крым, Мир

Ангелина Бачурина - 18 октября 2013 /   13446 просмотров

Феодосийским медикам приходится выживать в экстремальных условиях

В 2013 году финансирование здравоохранения в Феодосии значительно снизилось.

Это послужило причиной проблем с питанием в городских лечебных учреждениях, отказом от покупки нового оборудования, ремонтов.

Недовольство феодосийцев в отношении местного здравоохранения лишь нарастает, а медикам приходится выживать в экстремальных условиях.

«Кафа» побеседовала с начальником Управления здравоохранения Александром Фоменко. Он рассказал, в чем видит причины главных проблем, а также предположил, какие перспективы есть у местного здравоохранения.

- Известно, что сейчас существует кадровая проблема. Каких специалистов не хватает, каков средний возраст врача? Какие прогнозы на ближайшие пять лет?

 - Не хватает в основном семейных врачей, терапевтов, педиатров, врачей скорой помощи, анестезиологи нужны детские, детский хирург. Всего у нас 357 врачей, пенсионного возраста достигли 126 человек, что составляет 36%. Медицинских сестер 711, 177 из них пенсионеров – это 25%. К нам пришло 9 молодых специалистов врачей в этом году, и 4 медицинские сестры.

Дефицит врачей всегда больше 100 вакантных ставок. И их везде не хватает, потому что профессия эта теперь не престижная: заработная плата низкая, ответственность большая, очень большая. Врач не защищен никак. Оканчивают институт, и идут в какие-нибудь представители фармацевтических компаний – там больше зарплата. Но в этом году, как никогда, в советские годы такого конкурса в медицинские институты не было, почему – не знаю, ни зарплаты не повысились, ни закон никакой не приняли.

Решения кардинального в ближайшие пять лет и не предвидится, хотя, может быть, скажется этот набор абитуриентов в наши университеты медицинские. Может быть, будет у молодых специалистов желание идти работать, вы знаете, даже на контракт был огромный конкурс. Так что, я думаю, пойдут работать.

Вот это первое, второе – есть национальный план действий президента на 2013 год, но он, конечно, будет продлеваться, где один из пунктов предусматривает принятие на местном уровне программ, стимулирующих приток молодых специалистов, – это обеспечение жильем, выделение земельных участков, беспроцентное кредитование, приобретение за счет местного бюджета квартир, предоставление детского сада детям.

В нашем городе эта программа принята, но под нее нет финансирования. Еще у нас до 2020 года должно полностью произойти реформирование первичного уровня медико-санитарной помощи, медицина должна стать семейной. Педиатры и терапевты, если они и будут, то только в качестве консультантов, а участковых педиатров и терапевтов к 2020 году не будет. Поэтому на следующий год мы написали заявку в харьковский институт усовершенствования врачей, чтобы нам организовали выездные курсы специализации по семейной медицине. Потому что вот то количество терапевтов и педиатров, которые сейчас есть в поликлиниках, в таком количестве не нужны, их нужно переучивать, и многие сейчас проучились бы, а возможности ехать на шесть месяцев учиться нет. У кого еще только пенсионный возраст начинается, все работоспособны. Переучатся и будут работать семейными врачами.

- Какие медицинские услуги полностью бесплатные?

- Вообще по закону, по Конституции у нас медицина бесплатная, и никто не отменял этого закона, но финансирования под бесплатную медицину недостаточно. Хорошо было в советское время: врач пришел, и он не думает о том, что лекарств нет в больнице, чем он окажет помощь больному. Или приедет на скорой помощи, а у него чего-то не будет: или бензина не будет на машину, чтобы доехать, или не будет рентген-пленки, не будет реактивов на анализы - такого не было. Я начинал еще в советское время работать – изобилие было всего. Вспоминать об этом можно, вот тогда бесплатная медицина была, а сейчас она только провозглашена, что «бесплатная», а на самом деле она практически платная.

Мы можем оказать бесплатную помощь только в экстренных случаях, тяжелых. Если больной поступает в критическом состоянии – травма или заболевание. Вот тут  мы можем оказать помощь день-два и все, дальше человек приобретает все медикаменты за свои средства, так же и рентген-снимок сделать, и биохимические анализы тоже по экстренным показаниям – все делается бесплатно.

Если пациент без сознания, и родственников нет, хоть он россиянин, хоть украинец, хоть белорус – любому так – это наш долг. Клятва обязывает так делать. Но дальше финансирования не будет. Поэтому мы вынуждены собирать благотворительные взносы, чтобы купить реактивы. Если мы не соберем эти взносы благотворительные, у нас не будет реактивов, мы не сможем сделать анализы человеку. Особенно биохимию. Общий анализ крови, мочи, сахар – мы делаем бесплатно. Рентген-пленку тоже приходится приобретать за те же средства, у нас в бюджете нет средств на нее.

А есть еще услуги платные, которые определены соответствующими нормативными документами, постановлениями Кабинета министров Украины о профилактических осмотрах, о профосмотрах лиц, работающих с вредными условиями труда, – это все определено на законодательном уровне. Вот у нас есть Диагностический центр, он хозрасчетный. Там проходят медосмотр при трудоустройстве, для поступления в вуз, водители. То есть профосмотры, установленные постановлением Кабмина, платные. В стоимость платной услуги закладывается и заработная плата, и коммунальные услуги, и медикаменты, и расходы на реактивы, на рентген-пленку.

Нам, как врачам, очень трудно работать в тех условиях, в которых мы оказались. Нас все ругают «вот, деньги требуют» и тому подобное, но не от хорошей жизни это делается. А это же стыдно и унизительно просить у человека заплатить. Кому это приятно? Особенно просить у больного.

Дело в том, что даже и для пенсионера, пожилого человека у нас нет возможности сделать бесплатно биохимический анализ. Кое-как что-то где-то наскребешь, если для инвалида войны, ветерана боевых действий. Но это же не только у нас так, это везде так. У нас, конечно, в этом году финансирование значительно меньше, чем в прошлом. В том году нам город добавил 23 млн грн. к 60 млн грн., которые выделил Минфин Украины. А в этом город отдал все, что у него было – 12,5 млн грн.

Минфин выделяет по количеству населения – 570 грн. на одного жителя, и все. У них свои расчеты. Финансирование поступает независимо от того, есть у нас специализированные учреждения или нет.

Вот в Керчи нет на балансе ни туббольницы, ни психбольницы, ни кожвендиспансера, ни станции переливания крови – у них все на республиканском бюджете. Поэтому у них платят оздоровительные, у них платят командировочные. А у нас они на балансе, хотя по закону, по Бюджетному кодексу, они должны быть на республиканском бюджете. И у нас на медикаменты в том году было 1,855 млн грн., а в этом 904 тыс., на продукты питания в том году было 1, 434 млн, в этом году – 541 тыс. грн. Кажется, что суммы большие, но когда поделишь на всех больных… У нас тут вообще нет средств на оплату командировочных расходов медицинским работника, которые едут на учебу. Они ездят за свой счет.

- Удалось ли решить проблему с питанием, связанную с нехваткой финансирования?

 - Вот смотрите по питанию. Ветеранов стараемся кормить, как положено. Туберкулезные больные питались в том году – 10,81 грн. в день, в этом году – 4.77 грн. Психически больные – 6, 16 грн. и 3,02 соответственно. Общая сумма питания детской больницы, городской больницы и роддома на один койко-день 1 грн. выходит. А в том году было 7.11 грн. Чтобы на одну гривну не готовить, выбрали кормить одиноких, престарелых, тех, кому некому вообще принести продукты. Из этой гривны, может, кто-то отказался, получается 1,50 грн., может быть, 2 грн. выйдет на один день. Но все равно, что это такое. Это же ничего!

- Направляются ли какие-то предложения по военному госпиталю? Насколько было бы удобнее создать централизованный медицинский городок?

 - Когда появилась информация, что закрывается госпиталь, мы опять этот вопрос инициировали, и отправили письма за подписью и.о. городского головы в Министерство обороны и за подписью председателя Совета министров тоже письмо ушло. С просьбой, с обоснованием того, что это действительно необходимо. База материальная у нас слабая, я имею в виду строения. Все разбросано по городу, та же первая больница – строения старые-старые, их надо сносить, они трещат, хоть и ремонтируем. И вот если бы нам госпиталь отдали – там был бы целый городок.

Во-первых, экономия средств – и пищеблок один, хозслужбу единую можно делать, и прачечную, лабораторию. Было бы очень хорошо – и скорая, и детская, территорию единую сделать. Вообще-то, все экстренные больные, все лечатся у нас, в том числе и солдаты, и моряки. Там сейчас нет условий для экстренной помощи. Инфаркты, инфекции – всех везут к нам, если их тяжело везти в Севастополь, и есть риск его не довезти или ожидается ухудшение состояния.

- Как вы оцениваете техническую оснащенность местных больниц и поликлиник? В чем есть необходимость?

- Конечно, не на самом высшем уровне оснащенность, много в чем есть потребность: и в диагностической аппаратуре, в реанимационной, лечебной, лабораторной аппаратуре. Но мы не в худшем состоянии, чем другие регионы. Подарки больнице в честь 200-летия – это разовая акция, приуроченная к событию. Раньше, когда средства были, как было: вот вам столько-то средств на ремонты, столько средств на приобретение оборудования. И мы уже составляли план, что мы в этом году купим, что отремонтируем. А сейчас плановых закупок очень много надо делать, но неуместно об этом говорить, так как неоткуда дать денег – бюджет города очень трудно наполняется.

- К нам, в редакцию, часто обращаются с просьбами помочь собрать средства на операцию. Можно ли найти какой-то способ получить помощь от горздрава в случае, если у больного нет возможности оплатить лечение?

- Если оперативное срочное лечение – мы прооперируем, никуда не денемся. Если человек нуждается в реанимации, его оттуда все равно никто не выпишет – вот мы будем все собирать, у кого что есть по отделениям, обратимся к руководству города. Человека, конечно, не выкинут. Раньше был благотворительный фонд, который финансировали нефтебаза и порт, но сейчас нет этого фонда, но сейчас и порт не тот, и нефтебаза не та.

- Что финансирует бюджет? На что медицине выделяют средства?

- Заработная плата, коммунальные услуги, в тех количествах медикаменты, продукты питания, что я сказал, бесплатные медикаменты, но, конечно, не в том количестве – в том году у нас было 781 тыс. грн., а в этом году 554 тыс. – это для льготных категорий граждан.

Вот бесплатное протезирование тоже – было 225 тыс., в этом году 125 тыс. грн. – это ветеранам войны. На курсы повышения квалификации – в том году 195 тыс., в этом году – ноль. И не смотря на то, что стоимость коммунальных услуг растет, в прошлом году нам выделили 4, 960 млн, в этом году 4,346 млн грн. А нужно было 5,246 млн. Эти 900 тыс. мы доплачиваем с помощью благотворительных взносов, за счет платных услуг.

- Как вы оцениваете здравоохранение Феодосии? На каком уровне населению оказывают помощь? Какие места уязвимы, и чего удалось достичь за последние годы работы?

- На достаточном. По рейтинговым показателям – по показателям здоровья населения – на протяжении пяти лет мы занимали первые места, только в прошлом году не первое место. И то, по причине непоставки вакцин – БЦЖ, туберкулин, первичный вакцинальный комплекс детям до года  - эти показатели не были выполнены. Но все равно, если мы пять лет первое место держали, значит, у нас все-таки показатели на высоком уровне. Там же все: туберкулез, онкозаболевания, гипертония, инфаркты – очень много показателей, именно по здоровью населения, своевременность, выявляемость, доступность.

Феодосийцы, как и все, страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, онкологическими заболеваниями, травмами, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

- Люди стали реже обращаться к врачам. Среди многих бытует мнение, что идти к медикам бесполезно. Что сейчас предпринимается, чтобы вернуть доверие пациентов?

- Я бы назвал этот вопрос некорректным, потому что посещаемость не уменьшилась, и количество больных в стационаре тоже не уменьшилось. Просто у людей сейчас недовольство из-за того, что человек практически ничего не может бесплатно получить. Отсюда складывается такое мнение. Вот и говорит: «А зачем туда идти, там все платно». Конечно, есть где-то невнимательность со стороны врачей, со стороны медицинского персонала, но мы с этим работаем. Одним словом, посещаемость не уменьшилась. Например, стоматология – в каждом квартале стоматологический кабинет, а как очередь была, так она и есть, посещаемость и количество обращений только увеличивается.

«Подарки больнице в честь 200-летия – это разовая акция, приуроченная к событию… А сейчас плановых закупок очень много надо делать, но неуместно об этом говорить, так как неоткуда дать денег – бюджет города очень трудно наполняется», - отметил Александр Фоменко.

В рамках празднования 200-летия городской больницы №1 феодосийские власти передали учреждению сертификат на сумму 230 тыс. грн. для покупки фиброгастроскопа «Fujinon» в полной комплектации, электрохирургического аппарата и хирургическго электроотсасывателя.

Теги: Феодосия, врачи, власти, здоровье


Комментарии
  • Всего: 0 комментариев к новости "Феодосийским медикам приходится выживать в экстремальных условиях".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Warning: mysqli_close() expects exactly 1 parameter, 0 given in /var/www/medkafa.com/data/www/medkafa.com/index.php on line 269